ramsej_san

Categories:

ПОЗНАНСКОЕ ВОССТАНИЕ 1918-1919 ГОДОВ

                                                  Первые часы и дни       

На следующий день, 28 декабря, польское продвижение по городу продолжилось, о чем свидетельствовали бело-красные флаги на всё большем количестве зданий. С этого дня польское командование расположилось на втором и третьем этажах отеля „Royal”, бесплатно предоставленным повстанцам его владелицей. Около 11 часов были интернированы управляющий провинцией, президент регентства, начальник полиции и командующий V армейским корпусом, которых поместили на втором этаже гостиницы „Базар”. Таким образом, немцы были лишены военного и гражданского руководства. 

Центр города Познань, декабрь 1918 г.
Центр города Познань, декабрь 1918 г.

Перед отелем были установлены две пушки, чтобы наверняка отбить всякое желание врага на возможную контратаку. Перескочив через стену, собравшиеся у гостиницы добровольцы заняли со стороны сада резиденцию регенства. Было занято здание Дирекции железных дорог, постепенно одна за другой захватывались отдельные казармы. В пригороде Главная была задержана полубатарея артиллерии из Бедруска, продвигавшаяся на 200 лошадях на Познань. Ночью заняты артиллерийские казармы на ул. Сольной. Однако не удались повторяющиеся за этот день трижды атаки на гренадерские казармы — дислоцированные там немцы оставили Познань позже, заключив соглашение о прекращении огня. 

Одновременно продолжалась интенсивная работа по созданию органов власти и поддержанию порядка, так на должность главного руководителя был выбран Войцех Тромпчинский — адвокат, бывший депутат прусского парламента и известный активист национального движения.

С. Тачак
С. Тачак

 

28 декабря 1918 года в Познань к брату приехал 44-летний капитан Станислав Тачак. В то время по прихоти судьбы он оказался в Варшаве, где участвовал в создании польских вооруженных сил. В конце года он попросил двухнедельный отпуск для урегулирования частных дел в Берлине, а, возвращаясь заехал в Познань, чтобы встретиться с проживающим здесь братом. Позже тем же вечером от имени Комиссариата ВНР капитану Тачаку было предложено взять на себя командование восстанием. В то время было не так много старших офицеров польской национальности, потому что немцы не допускали поляков к высоким званиям в армии. Была надежда, что какой-нибудь опытный генерал будет прислан из Варшавы, и в то время Тачак казался наилучшим кандидатом — он был уроженцем Великой  Польши, имел высшее образование, воевал на российском фронте и служил в генеральном штабе Войска Польского. Официальное представление и повышение до звания майора были проведены 2 января.

В воскресенье, 29 декабря, избранный комендантом города подпоручик Ян Мацяшек объявил в городе „осадное положение” и назначил комендантский час — после 5 часов вечера на улицах было разрешено находиться только патрулю Народной Стражи или Службы Охраны и Безопасности. Расклеенные всюду обращения призывали к спокойствию и порядку, в том числе не срывать знамена, потому что это может привести к опасному противостоянию. В этот день пришлось сдать оружие 800 немцам в крепости Цитадель, были также заняты казармы саперов, редут Грольмана и Арсенал. заполненные едва ли наполовину. 

Семья Падеревских с 26 декабря больше на публике не показывалась, вместе с английской делегацией они покинули Познань на Новый Год в 3 часа утра. Их с энтузиазмом приветствовали в 6 часов на железнодорожной станции в Острове-Великопольском, такая же встреча была и в Калише, и поздно вечером они прибыли в Варшаву. 16 января 1919 года Падеревский занял пост премьер-министра польского правительства, и в этой роли он снова был в Познани на торжествах по случаю первой годовщины восстания.

В околицах города все еще располагались сильные немецкие подразделения, что могло оказаться опасным в случае дальнейшего продвижения повстанческих отрядов. Повстанческие силы были слишком слабы, чтобы атаковать их. Несмотря на это, 30 декабря две роты Службы Охраны и Безопасности направились в военный лагерь в Бидруск (15 км к северу от Познани). Немного раньше сюда прибыла рота из Шамотулы, поэтому после короткого обмена выстрелами немцы сдались, оставив артиллерию и оборудование лагеря. Без труда были взяты другие казармы, разоружая находящихся там немецких солдат, которые, впрочем, охотно разъезжались по домам. Последними, 3 января, без кровопролития были захвачены артиллерийские казармы в Гольчине. 

1-8 января 1919 года повстанцы заняли аэродром в Лавице, таким образом, закончив процесс освобождения Познани. 

Аэродром в Лавице
Аэродром в Лавице

В 1913 году под Познанью в поселке Лавица был построен военный аэродром, обслуживающий немецкий V Армейский Корпус (V. Armee-Korps). Все время существования корпуса его штаб находился в Познани, принимал участие в I мировой войне на западном фронте, как часть немецкой 5. Armii. Многие солдаты корпуса были польской национальности.  

Территория аэродрома занимала площадь в 300 гектаров: взлетное поле, казармы, мастерские и три ангара, в которых на то время находилось 26 самолетов. Находился там также Запасной Вспомогательный Авиаотряд Nr 4 (Flieger Ersatz Abteilung Nr 4), насчитывающий 200 человек, в том числе 40 поляков — пять пилотов, два диспетчера и тридцать три механика. Отрезанные от поставок продовольствия, они получали продукты из близлежащих сел, а по воздушному коридору они имели возможность связываться с Франкфуртом.  Кроме того, в окрестностях (в форте VII) у них были нетронутые склады боеприпасов, поэтому они представляли реальную угрозу польским отрядам, находящимся в Познани. 

Мастерские аэродрома
Мастерские аэродрома

Окончательное решение о захвате аэродрома было принято 4 января 1919 года после предварительной попытки переговоров с немцами о сдаче. Переговоры окончились провалом: немцы рассчитывали перед эвакуацией забрать с собой оборудование и угрожали взрывом Форта, а поляки требовали немедленной капитуляции. И тогда прозвучали решающие слова начальника аэропорта поручика Фишера: Значит будем драться. Благодаря тому, что в немецких рядах находились поляки, повстанцы великолепно знали не только о планах немцев, но также и расположение минных полей. Была сформирована специальная группа, которая должна была предотвратить разрушение немцами зданий и оборудования. Разведчики перерезали электрический кабель и окружили территорию аэродрома. На железнодорожной станции Познань-Воля была установлена артиллерия, поддерживаемая пехотой. Отряд добровольцев имитировал наступление со стороны города. В 4:15 немцы получили еще один шанс на капитуляцию, от которого отказались, и через 10 минут началась атака.

Февраль 1919. Казармы Лавица. I и II выстрелы польской артиллерии.
Февраль 1919. Казармы Лавица. I и II выстрелы польской артиллерии.

  

Бой быстро закончился, он продолжался 20 минут. Погиб один повстанец и двое немцев. Два точных выстрела из пушки в направлении главного здания аэропорта и граната, брошенная в диспетчерскую вышку, завершили борьбу за освобождение Познани. Незамедлительно было  начато создание в Лавице польского аэродрома, первым командиром которого стал Виктор Пневский.   

В руках повстанцев оказалось оборудование стоимостью 160 миллионов марок. Было захвачено более десятка исправных самолетов, которые были переданы летному подразделению подпоручика Юзефа Маньчака. 

Самолет, захваченный в Лавице
Самолет, захваченный в Лавице

Это оборудование не было уничтожено даже при атаках немцев 7 и 8 января, когда немецкие части сбрасывали бомбы и обстреливали аэродром и околицы Лавицы. Захват аэропорта Лавица имел огромное значение не только для сохранения города в руках у поляков, Но также и для дальнейшей борьбы. Имущество, добытое 6 января, было использовано, между прочим, в польско-большевистской войне. 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic