Перед I мировой войной заселяли ее более двух миллионов жителей, из чего, ок. 2/3 составляли Поляки, остальные Немцы и небольшая группа еврейского населения. Поляки традиционно доминировали в деревне, хотя с лет 90. XIX века все сильнее отмечалось их присутствие в великопольских городах и местечках, где они удивительно эффективно конкурировали со своими немецкими и еврейскими соседями в ремесле и торговле. Касалось это также столицы провинции – Познани, в которой более 60% жителей составляли Поляки, в то время когда во второй по величине Быдгощи большинство было немецкое, что касалось также вообще всех северных и западных частей Познанского. Последовательная политика онемечивания привела к тому, что кадры чиновничьи, офицерские, в преобладающей части образовательные были немецкие. Польская элита состояла из земцев и интеллигенции, среди которой – наряду с врачами, адвокатами, журналистами и др. — многочисленную группу составляло духовенство. Политика государства особенно с лет 80. направлена была на ослабление и маргинализацию польской общности, чему служило форсирование немецкой колонизации, вытеснение польского языка из публичного пространства и ряд разнообразных ограничений и требований.

(В 1886 г. была организована Колонизационная Комиссия, заданием которой был финансируемый государством выкуп земли в Познанском и Западной Пруссии, и поселение на ней немецких поселенцев. Это делалось с целью изменить межнациональное отношение в населенных Поляками восточных провинциях, и было главным элементом всевозможных предприятий по онемечиванию, предпринимаемых в последующие годы. В 1894 г. образовался Немецкий Союз Восточной Марки (Deutscher Ostmarkenverein), националистическая организация программно антипольского характера, выступления которой существенно подогревали атмосферу национального конфликта в Познанском).
Силой польской общности была великолепно развитая организационная система, апогей которой был достигнут как раз в первые годы XX века, ее интересы представляли польские депутаты в прусском сейме и парламенте Рейха. Политически здесь доминировали народная демократия и христианско-общественное движение. Среди земцев сильны были тенденции консервативные, а социалистическое движение играло совсем небольшую роль. Познань оставалась центром польского движения не только в провинции, но и в масштабах всей прусской территории Польши, тут находились центры польских организаций, охватывающих своей деятельностью также территорию всего Рейха, в том числе среди многочисленных польских переселенцев в Берлине и в западной Германии.
(Национальный Польский Комитет (Komitet Narodowy Polski) был образован 15 августа 1917 г. в Лозанне, однако его административным центром был Париж. Основателем Комитета был руководитель народной демократии Роман Дмовский, с самого начала войны пытающийся получить поддержку в польском вопросе, сперва – безрезультатно – в России, потом у ее союзников, Франции и Англии. Новые возможность открыла февральская революция 1917 г. в России, развязавшая руки государствам коалиции, до этих пор вынужденных признавать польский вопрос внутренней проблемой Петербурга. Национальный Польский Комитет был признан государствами коалиции единственным представителем польского народа, а одними из его главных представителей был – наряду с самим Дмовским – Игнацы Ян Падеревский, выдающийся, мирового класса пианист, располагающий широкими политическими контактами, особенно в Соединенных Штатах).
Постоянный контакт с НПК поддерживался с помощью отправляемых на запад курьеров. 15 октября 1917 года по инициативе Межпартийного Гражданского Комитета довольно торжественным образом отмечалась сотая годовщина смерти Тадеуша Костюшко, которая стала поводом к самой многолюдной демонстрации польскости в Познани.
(Торжества костюшковские 15 октября 1917 г. Сотая годовщина смерти Тадеуша Костюшко стала случаем для символической демонстрации национального единства во всех частях разделенной Польши. Торжества прошли в различных великопольских центрах, но наиболее видимое выражение нашли они в Познани. На польских домах висят флаги, украшены окна и витрины польских магазинов. Тысячи демонстрантов двинулись к памятнику Адаму Мицкевичу, гимназисты раздают им флажки национальных цветов. Полицейские кордоны, пытающиеся задержать демонстрантов, прерваны с криком „Niech żyje Polska”).